Участник городского конкурса профессионального мастерства "Педагог года города Ишима - 2020"
Учитель физической культуры МАОУ КШ №3 города Ишима
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Особенности организации образовательного процесса по физической культуре В настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, т. е. 4,5% от всего количества детей, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста, 63% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучаются в 1905 специальных (коррекционных) школах. Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучаются в системе специального образования. Известно, какое большое значение имеет целенаправленный, организованный процесс физического воспитания для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма, расширения функциональных возможностей. Большинство авторов: М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) считают, что отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма. Ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Следовательно, целенаправленная организация физического воспитания является дидактическим материалом при занятиях физическими упражнениями и создает предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников, установлены общие требования к содержанию и методике занятий. Однако способов, систематических подходов к организации процесса физического воспитания школьников коррекционных школ разработано еще недостаточно. Выявленные противоречия между традиционными подходами к организации процесса физического воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и требования общества к здоровью и физическому развитию детей позволило сформулировать проблему исследования. Проблемой исследования является поиск новых подходов к организации процесса физического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья. Объект: образовательный процесс по физической культуре учащихся 11-13 лет коррекционной школы. Предмет: методы, приемы, способы организации урока физической культуры детей 11-13 лет с ограниченными возможностями здоровья на занятиях обучения катанию на коньках. Цель: реализация методов и приемов развивающего и проблемного обучения при организации уроков физкультуры на занятиях обучения катанию на коньках. Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что использование таких методов как: целостный показ упражнения, развивающее обучение, проблемное изложение, метод творческих заданий, самостоятельное формулирование выводов учащимися на уроках физической культуры повысят эффективность процесса по физической культуре на занятиях обучению катанию на коньках и будут активизировать психические процессы. Физическое воспитание, применительно к системе коррекционных школ, понимается как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся данных школ. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина (2004). Для учащихся коррекционной школы предложены различные программы, одной из них является «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» В.В. Воронковой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам ФК в 5-9 классах. Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно - отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Целью программы по физической культуре является формирование основ здорового образа жизни у учащихся коррекционной школы. Конкретными учебными и коррекционно – воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушениями интеллекта являются:
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
Программа обучения физической культуре направлена на:
Таким образом, в рабочей программе по физической культуре для учащихся основной акцент делается на формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота и т. д. и не в полной мере представлены подходы на основе психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья. Укрепление здоровья и закаливания организма, формирование правильной осанки. Коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно – гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне. Особенности организации процесса физического воспитания в коррекционной школе мы связываем с концепцией развивающего обучения предложенной А.Н. Леонтьевым и методически обоснованной Н.В. Фомичевой, которая на наш взгляд является наиболее перспективной для определения психо – физиологических условий обеспечения психического и физического здоровья учащихся коррекционной школы. Для того чтобы в дальнейшем построить эффективную работу по организации образовательного процесса по физической культуре мы предложили систему уроков физической культуры, на которых мы использовали приёмы развивающего обучения, на каждом этапе обучение двигательным действиям. Своеобразие методики развития мыслительных способностей в условиях творческого подхода проявляется в том, что она даёт не описательную, а рекомендательную схему, которая в конечном итоге позволяет решить поставленные двигательные задачи с максимальной ориентацией на положительный результат, требующий оптимального сочетания приёмов активизации мыслительной и двигательной деятельности на каждом из этапов обучения двигательным действиям. На этапе начального разучивания (ориентировочно - мотивационном) необходимо сформировать учебную мотивацию, целостное представление о новом двигательном действии через чувственное восприятие и мышечные ощущения в первоначальной практической деятельности. Образный рассказ о виде спорта, где используется данное движение, также сформирует у детей более полное представление о нём. Основными методами на данном этапе являются: метод целостного показа упражнения, эвристическая беседа – диалог, проблемное изложение, сопровождающееся демонстрацией двигательного действия учащимися. Затем дети должны самостоятельно описать физическое упражнение, любой физкультурный инвентарь или оборудование, которое необходимо при обучении, найти признаки сходства и отличия в двигательных действиях этого класса. На этапе углубленного разучивания (поисково - исследовательском) важное место отводится различным вариантам выполнения упражнений. Внимание учащихся обращается на его новые детали: что нового в исходном положении, положении частей тела и т. д. По мере осмысления детьми возможностей варьирования движений можно предложить им самим придумать варианты упражнений и выполнить их. Изучение двигательного действия связывается с основными понятиями и терминами, характерными для данного физического упражнения; выявляется сходство и различие с уже знакомыми двигательными действиями путем постановки учителем проблемной задачи с последующим их решением практической деятельности под руководством учителя. Выявление закономерностей в процессе теоретического обобщения: какие качества необходимо развивать и воспитывать, в каких игровых и жизненных ситуациях используется данное движение, что дает тренировка и т.д. (диалоговое общение). Практическое выполнение двигательного действия фронтальным, поточным или поточно – групповым способом: движение выполняется в целом, с акцентом на наиболее доступный для данного возраста элемент техники, непосредственно влияющий на результат (коллективная мыслительная деятельность). Коррекция на основе рефлексии собственной учебной деятельности учащиеся анализируют выполнение двигательного действия одноклассниками, а затем в процессе рефлексии собственной деятельности выясняют правильность выполнения упражнения и определяют последующие действия для достижения высокого результата (самоанализ, самоконтроль). Поисково – исследовательский этап базируется на основах методики и включает: стратегическое планирование и построение ориентировочной основы действий, которые обеспечивают переход от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Дети группируют известные знания в систему обеспечивающую эффективность выполнения двигательного действия. Беседа – диалог проводится с целью формирования теоретических обобщений (сбор недостающих сведений в процессе диалогового общения), соответствует этапу разучивания. Практический этап характеризуется практическими методами выполнения двигательных действий: поточный, групповой, индивидуальный, поточно – групповой. Выполнение двигательных действий происходит по принципу «От общего к частному» используя творческие задания (соответствует этапу закрепления). Рефлексивно – оценочный характеризуется формированием рефлексии учебной деятельности в процессе создания ситуации общения. Самоанализ, самоконтроль проводится с целью самостоятельного формирования выводов. На основе содержательного анализа происходит коррекция учебной деятельности (соответствует этапу совершенствования). В логике этой схемы взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения двигательному действию развивается по принципу «От общего к частному». Знакомство с двигательным действием в процессе проблемного изложения физкультурно – теоретических знаний с учетом имеющегося у детей двигательного опыта, даётся целостное представление о движении. При такой организации урока физической культуры у детей повышается здоровье и уровень психологического комфорта. Для выявления данных показателей мы провели в начале учебного года тесты у школьников 11 – 13 лет (САН – самочувствие, активность, настроение; индекс здоровья). Результаты представлены на рисунках 1 и 2. Рис. 1. Показатели самочувствия, активности, настроения на начало учебного года Рис. 2. Показатель индекса здоровья на начало учебного года Анализируя показатели на данных рисунках мы видим, что самочувствие имеет показатель – 3,8; активность – 2,5; настроение – 3,5. Индекс здоровья достигает 68%. Исходя из полученных данных, показатели самочувствия и настроения находятся на среднем уровне, а показатель активности ниже среднего. Индекс здоровья чуть выше среднего. На уроках я использую такие методы и приёмы развивающего обучения для учеников 11 – 13 лет, как:
После проведения ряда уроков третьей четверти нами было проведено повторное тестирование среди школьников 11 – 13 лет по методике САН и индекса здоровья, проанализировав результат мы можем говорить о положительной динамике на уроках физической культуры. Результаты представлены на рисунках 3 и 4. Рис. 3. Динамика показателей самочувствия, активности, настроения Рис. 4. Динамика индекса здоровья Анализируя свой опыт работы, его результаты, я пришёл к выводу, что результатом совместной деятельности учителя физкультуры, психолога, педагогов явились показатели повышения психологического комфорта, которые отразились в положительной динамике психоэмоционального состояния и физического здоровья учащихся 11 – 13 лет коррекционной школы.
|